Восхождение на вершину Библейского Арарата

Тип статьи:
Авторская

Идея восхождения на вершину Арарата у нас возникла в Лос Анджелесе два года тому назад. Вот уже 15 лет я почти каждое воскресение поднимаюсь на вершину горы Вердуго, недалеко от Глендела (Лос Анджелес), где я и проживаю. Вертикальный подъем этой горы примерно равна нашей Йайле — 650 м. Во время этих походов я познакомился со многими армянами проживающими в Лос Анджелесе. Ну и конечно появились новые друзья, с которыми я часто встречаюсь на тропе ведущей к вершине Вердуго. С некоторыми из них мы сблизились. Так у нас возникла общая идея восхождения на Арарат. Мы начали готовиться собирая информацию из различных источников, особенно среди людей раннее успешно дошедших до вершины Библейской горы.

В начале нас было трое — Арут, Грач и я, затем желание присоединится к нам изъявили и другие. Мы планировали наш поход в Турцию начать в конце июля 2013 г. Арут задумал вылет из Лос Анджелеса в Стамбул, затем — Ван, а потом на машине в Баязет. Мы, помимо восхождения Арарата, также планировали посещение руин древней столицы Армении г. Ани и острова Ахтамар на озере Ван. Я предлагал другой маршрут — вылет в Ереван и на автобусе поехать в Ахалцихе, по пути посетить дом-музей Вагана Теряна и знаменитый Тмук Берт, переночевать в нашем доме в селе Норшен-Цхалтбила, и на следующее утро продолжить путь Ардаан-Карс-Догубаязит и по пути посетить руины г. Ани. Затем, после восхождения Арарата, заехать в Ван и посетить остров Ахтамар. Предложенный мною маршрут моим друзям понравился и они согласились.

О наших планах узнали так-же мои пять племянников. проживающие в Нидерландах и в России — Ани, Роберт, Эмилия, Артур, Нерсес и все по фамилии Погосян!!! Они попросились в группу, безоговорочно! Из Лос-Анджелеса наш организатор Арут связался с двумя людьми в Баяазете (Догубаязите), официально занимающиеся сопровождением на Арарат. После нескольких переговоров с ними, мы выбрали Метина, которого хорошо зарекомендовали наши знакомые, ранее поднявшиеся на вершину Арарата, и отправили наши данные Метину для приобретения разрешения турецких властей на восхождение.

С января 2013 г. наша Лос Анджелеская группа начала собраться каждое воскресение вместе, подниматься на гору Вердуго и по ходу обсуждать различные вопросы связанные подготовкой и реализацией нашей затеи. Остальные дни мы сами отдельно тренировались, физически укреплялись. Я, например, ежедневно по утрам занимался бегом на дистанцию 7 км. Для самопроверки даже участвовал на ежегодном марафоне в Лос Анджелесе и 17 марта 2013 г. с хорошим показателем завершил бег на 42 км 195 м. Мои племянники, по месту жительства, тоже начали самостоятельно готовиться и индивидуально тренироваться.

После долгих обсуждений решили и вопрос с выбором транспорта: остановились на микроавтобусе водителя из села Сухлис нашего района и с ним договорились обо всем. Организационные все вопросы решили и за несколько месяцев до вылета, приобрели билеты на Ереван через Москву на 26 июля 2013 г.

В течении последних месяцев подготовки, мы всей Лос Анджелеской группой несколько раз поднимались на более высокие горы около 3500 метров. Считаю нужным отметить также, что с целью самопроверки для восхождения на Арарат, я в августе 2012 г. также попробовал подняться на самою высокую гору в нынешней Армении — Арагац, и с трудом мне удалось преодолеть его южную высоту около 4000 м. Физически я был готов и относительно низкие горы преодолел легко, но на высоте больше 2700 м. у меня появилась одышка, тошнота, и не один раз я сомневался в моих возможностях восхождения Арарата.

26 июля 2013 г. наша Лос Анджелеская часть группы — Арут с сыном Размиком, Ашот с сыном Гайком, супруги Геворк и Ани, старший и младший Грачи и я, вылетели в Шереметьево, затем в Ереван. 28 июля утром рано мы на микроавтобусе Симона из Сухлиса отправились в Ахалцихе. На пути заехали в дом-музей Вагана Теряна в с. Гандза в Грузии и Тмук Берт на дороге Вардзии. Вечером добрались в наше село Цхалтбила (Норшен) и там переночевали. К нам присоединилась остальная часть нашей группы — четверо моих племянников и окончательно наша группа составила 13 человек. Артур по вынужденной причине, в самый последний день возвратился в Москву и не смог присоединиться к нам.

Утром 28 июля мы пересекли Грузино-турецкую границу в близи нашего села и добрались до Карса (С 928 по 961 годы — столица Армянского царства Багратидов, с 961 по 1064 годы — столица армянского Карсского царства). Заехали этот древний армянский город, издалека осмотрели его знаменитую крепость 8-го века, которая по образному выражению Арута, в начале 20-ого века, без единого выстрела, уступили туркам. Мы пообедали одном из ресторанов города, затем отклонились от нашего основного пути около 50 км и посетили руины древней армянской столицы Ани — город тысячи и одной церкви.

Ани в годы его процветания 11-13 веке был одним из известнейших и больших городов мира и имел сто тысяч жителей. Мы посетили и осмотрели оставшиеся малочисленные руины знаменитые своей архитектурой церквей Х-ХIII веков, в том числе еще выстоявшийся великолепный Кафедральный собор Святой Марии-Ս.Աստվածածին (989 г.).

После осмотра руин Ани, многочисленных фото и видео снимков, к вечеру мы вернулись обратно в г. Карс, продолжили путь и к полуночи доехали г. Догубаязит (Баязет, древний армянский город Аршакаван). Был месяц мусульманского святого праздника Рамадан и в городе царила дневная активность. Остановились в гостинице и встретились с нашим путеводителем по восхождению Арарата — Метеном. Он нам сообщил, что к нам должны еще присоединиться семеро других участников — по два немца и испанца, супруги итальянцы и голландка.

Рано утром 29 июля на двух микроавтобусах мы всей объединенной группой добрались до высоты 2200 м. у подножия Арарата. Там нас ждали помощники Метина, погрузили наши вещи на лошадей, а мы брали только самые необходимые в наших рюкзаках, и начали наш первый день восхождения.

После шестичасового похода с короткими перерывами по пыльной тропинке на турецкой стороне Арарата, добрались до нашего первого палаточного лагеря. Развернули палатки, наши путеводители нас покормили, отдохнули, затем поужинали и переночевали в своих спальных мешках в одежде. Утром рано 30 июля начали путь ко второму палаточному лагерю. Нас так же сопровождали груженными нашими палатками и другим вещами караван лошадей помощников Метина. Тропинка тут была каменистая и более крутая. До второго палаточного лагеря на высоте 4200 м добрались за пять часов, также развернули палатки и провели вторую ночь на каменистом склоне горы.

Последний решающий рывок начали в час ночи первого августа, под светом фонаря прикрепленными на голове каждого участника, добрались до полосы снега на вершине горы. Уже рассвело, надели крампоны (кошки), продолжили трудный путь по обледеневшему снегу, при морозе и в наших двойных, ограничивающих движения одеждах.

Наконец!!! В 7 часов утра мы завоевали высоту 5165 м. Арарата. Восхождение было трудным и изнурительным, все мы устали, чувствовали тошноту, нас всех беспокоила головная боль, усталость, но мы были счастливы — смогли добраться до заветной цели. При утреннем морозе и сильном ветре на вершине Арарата, мы хаотическими движениями поздравляли друг друга, постарались осуществить заранее нами задуманные различные свои желания, а также сфотографироваться. Нам трудно было поверить, что мы уже на вершине Святой Горы, но там на железном пруте от сильного ветра развевался обрывок рваного флага красного цвета, принадлежность которого трудно было даже определить, но последний подтверждал реальность восхождения.

На вершине Арарата мы провели около получаса и с сожалением покинули белоснежную заветную «корону», которую так мечтательно наблюдали многие из нас, жители Армении, посетившие Ереван гости, или любовавшимися снимками достопримечательностей древней Армении и ее природой.

Спуск также был трудным и долгим. От усталости и нехватки кислорода, помимо остальных неприятных ощущений, наши ноги дрожали и мы часто падали на гравий узкой тропинки между огромными камнями. Добрались до второго лагеря, отдохнули около двух часов, поели и более бодро продолжили спуск. Ещё одну ночь провели в первом палаточном лагере, на прежнем месте, на высоте 3200 м. и 2 августа утром спустились до точки начала нашего восхождения на высоте 2200 м. Там уже нас ждали микроавтобусы Метина и довезли до нашей гостиницы Догубаязита.

Наш водитель Симон уже вернулся из Ахалцихе и нас ждал у гостиницы. Мы простились с остальными участниками похода из разных стран и наша армянская группа на машине Симона поехали в г. Ван в двухстах км от Догубаязита. Последний также является древнейшим армянским городом на берегу одноименного озера со знаменитой крепостью 8-го века д.н.э.

В г. Ване мы остановились в гостинице, порекомендованным Метеном, и всей группой поехали на пляж озера Ван, выкупались в теплой соленой воде, около двух часов провели там и вернулись обратно в гостиницу. Вечером посетили ресторан, поужинали, походили по ночному городу, оживленному в связи с Рамаданом, побывали в ночном кафе в центре города.

На следующее утро мы с группой на машине проехали около 30 км по побережью озера и на катере за пол часа добрались до маленького, но очень знаменитого исторического острова Ахтамар. На острове еще издалека виден величественный монастырь «Церковь Святого Креста» (Սուրբ Խաչ, построен 915-921гг.), одна из жемчужин армянской архитектуры.

Там мы провели около двух часов, осмотрели остров и монастырь, попробовали растущий там на деревьях миндаль, выпили заранее взятый с нами армянский коняк «Ахтамар», станцевали, сфотографировались и т.д. Затем, ждавший нас на берегу острова на том же катере, вернулись в ресторан на побережье озера, и попробовали знаменитую жаренную рыбу озера Ван — «Тарех».

После полудня 3 августа мы покинули г. Ван и начали путь обратно на Догубаязит и дальше в Ахалцихе. По пути снова остановились в г. Карсе, поужинали в том же ресторане в котором уже побывали на пути с Ахалцихе, и в полночь добрались до таможни границы Турции и Грузии. Переночевали снова в нашем доме в селе Цхалтбила (Норшен) и 4 августа 2013 утром проводили наших 8 участников похода из Лос Анджелеса в г. Ереван.

P.S.

Более подробное описании восхождения на вершину Арарата приводится на армянском языке ниже в предыдущих трех рассказах.

2448
Нет комментариев. Ваш будет первым!